Французский связной
Герой фильма Николай Васенин с режиссером Андреем Григорьевым / Архив А.Григорьева

Герой фильма Николай Васенин с режиссером Андреем Григорьевым / Архив А.Григорьева

Режиссер Андрей Григорьев и его «Васенин». Как создается «главный документальный фильм к 70-летию победы»

Документалист Андрей Григорьев раньше отметился фильмом об Эмире Кустурице «Балканская звезда». Новая картина Григорьева рассказывает о путешествии 94-летнего ветерана Николая Васенина во Францию, в места боевой славы и первой любви. Авторы называют свою картину главным документальным фильмом, приуроченным к 70-летию окончания войны, и недавно объявили о сборе средств для пост-продакшена на крафтфаундинговой платформе Boomstarter. Излишки пожертвований обещают потратить на издание книги с подробным досье Николая Максимовича Васенина. Которая, в свою очередь, станет основой для сценария художественного фильма о ветеране. Вот такой круговорот сюжета в природе.

С чего начинались съемки

В центре документальной картины человек уникальной судьбы — 94-летний ветеран Второй мировой войны Николай Максимович Васенин. Несмотря на свой возраст, он решился на путешествие во французский городок Сан-Сарле, где ему пришлось воевать в рядах местного отряда антифашистского ополчения. В его подчинении были представители обеспеченных французских семей. Несмотря на свое происхождение, буржуа беспрекословно выполняли приказы советского солдата, отлично разбиравшегося в тактике. 70 лет назад он покинул Европу, оставив там своих боевых товарищей и первую любовь, дочь полевого командира Жанну Моно. В СССР легионер женился. С супругой они прожили долгую и счастливую жизнь, родили трех детей. Но о Жанне Васенин забыть так и не смог. В прошлом году, после смерти супруги, он рассказал о своем давнем романе родственникам, а затем и журналистам. Николай Максимович надеялся, что власти обратят на него внимание и помогут в поиске бывших сослуживцев и возлюбленной. Помогли документалисты, которые сумели отыскать во Франции людей, помнивших о храбром русском солдате.

Чтобы расположить к себе Кустурицу, вы подарили ему портрет, пальто и предложили целый арт-проект по украшению его деревни. Как вы устанавливали контакт с Васениным, старым уже человеком, которого сложно чем-то удивить?

— Мы с ним пели советские песни. Когда первые интервью писались, он был крайне скептически настроен. Какой-то фильм, почему-то о нем снимают. «Зачем мне столько внимания?» — спрашивал. Но мы сделали очень важную вещь: съездили в его детство, в село Пышак в Кировской области. Сняли местных жителей, дом, в котором он жил ребенком. Некоторые материалы оттуда войдут в фильм. Например, бабушка из трейлера, которая  ходит по селу как ежик в тумане, будет на протяжении всей истории искать дом его детства. Там никто не знал, что он вообще с войны вернулся. Как ушел, никакой информации ни о нем, ни о двух его братьях, так же отправившихся на фронт, не было. Мы много рассказали местным жителям, после этого они даже повесили фотографию Васенина в продуктовом магазине, с подписью о том, что там родился французский легионер, герой войны. За ночь мы смонтировали десятиминутный фрагмент, показали Николаю Максимовичу, и он, конечно, растаял. После этого совсем по-другому стал относиться к съемкам.

Жизнь французского легионера на Родине

Вернувшись в СССР, Васенин в первое время с гордостью носил орден французского легиона. Вскоре иностранные награды отобрали, а самого героя отправили в ГУЛАГ, как и многих других, кто в годы войны оказался в плену или воевал против фашизма от имени иностранных государств. Заключенные нередко предпринимали попытки к бегству, но почти всегда они оказывались безуспешными. Беглецов регулярно возвращали на место и демонстрировали другим узникам и свободным людям, работавшим в лагере и возле него. Тогда Николай Максимович услышал из толпы решительный женский голос: «Так вам и надо, враги народа!» То был голос местной геологоразведчицы и убежденной коммунистки. «Значит, жить тебе всю жизнь с врагом народа», — подумал про себя разозлившийся Васенин. Практически так и вышло: спустя какое-то время геологоразведчица и заключенный Васенин поженились. «Это показывает, что Николай Максимович всегда идет против обстоятельств. Такой он обаятельный и героический человек», комментирует знакомство будущих супругов режиссер Андрей Григорьев.

— Как служба во Франции отразилась на семье Васенина в советское время?

— Сыновья рассказывают, что в 1960-е им нелегко приходилось в школе: их одноклассники легко поддавались советской пропаганде. Несмотря на то, что лагерные репрессии закончились после 1953 года, он не сразу попал под амнистию. Васенин продолжал работать в колонии-поселении и смог дослужиться до начальника котельной. На севере это очень важная должность, фактически как мэр города. Он образованный интеллигентный человек, и сегодня и тогда этого у него не отнять.

— Как давно Николай Максимович предпринял первые попытки восстановить связь с Францией?

— Еще в начале нулевых внучка помогала Николаю Максимовичу в этом. Они даже добились того, что в 2005 году президент Жак Ширак подписал указ о присвоении Васенину высшей награды Франции за боевые заслуги во Второй мировой войне. С тех пор Николай Максимович получает от французов пенсию как почетный кавалер Ордена легиона.

Первые съемки во Франции

На начальном этапе проекта и речи не шло о поездке Николая Максимовича в Европу. Поэтому в декабре прошлого года съемочная группа отправилась в путешествие без главного героя. Благодаря помощи французского журналиста Лорана Браяма, они знали, что искать нужно в Сан-Сарле и Париже. Там им удалось познакомиться с семьей Жанны Моно. К тому моменту она уже находилась при смерти, у нее прогрессировал склероз, и родственники скептически отнеслись к идее ее участия в документальном проекте. Однако документалистам все же удалось поговорить с ее сыном Пьером. Теоретически он мог бы  оказаться сыном Николая Максимовича, но официально его отцом считается погибший французский офицер. После победы Жанна стала жить с его братом. «Такова была послевоенная действительность — нельзя ей было одной оставаться», — замечает Андрей Григорьев.

— Расскажите подробнее о вашем сотрудничестве с французским журналистом Лораном Браяром.

— Лоран приехал в Екатеринбург освещать мероприятия, связанные с «ЭКСПО-2020», я его тогда не знал, а досье Васенина ему передали березовские краеведы Валерий и Евгений Лобановы. Их семья давно занимается раскопками, археологией, историей на Урале. Нам очень повезло, что Лоран оказался не только журналистом, но и военным историком. Меньше чем за неделю он разыскал сослуживцев Николая Максимовича и родственников Жанны. Очень интересный факт: когда Лоран сумел дозвониться домой к последнему сослуживцу Васенина, это оказался день его похорон.  

— До вас потомкам Жанны Моно уже приходилось сталкиваться с интересом посторонних в связи с этой историей?

— Больше скажу: когда история стала общеизвестной, французские журналисты пытались даже проникнуть в больницу, заполучить какой-то эксклюзив. Поэтому при нашей первой встрече Пьер был очень настороженно настроен. Съемки могли закончиться двухминутным разговором. Да и вообще он был очень эмоциональный, депрессивный, потому что его мать тогда уже была при смерти. Главные вещи, конечно, Пьер рассказал мне тогда: «Руку ей глажу, глажу, говорю ”Мама, мама”, она меня даже узнать не может».

— Насколько сложно было установить контакт с Пьером? Как вам удалось убедить его в том, что вы отличаетесь от этих журналистов?

— Как правило, у телевизионщиков, с их деланным щенячьим восторгом, очень потребительское отношение к таким людям и историям. Нам же удалось себя правильно преподнести, и он увидел, что мы не гонимся за сенсацией, не выясняем, кто с кем спал и так далее. Задача заключалась в другом: нам был интересен сам герой. Факты, связанные с Жанной оживили историю Васенина, и мать Пьера была очень важна нам. Когда мы поняли, в каком состоянии была Жанна, мы решили отказаться от идеи включать ее в фильм. В итоге, вместо двух минут, мы общались с Пьером еще весь следующий день, даже пили вино вместе.

Как ветерана готовили к поездке

 — Вы засняли реакцию Николая Максимовича на вести о смерти Жанны?

— Нет, ни в коем случае. Была мысль запечатлеть его реакцию, но е-мое… Такие вещи сообщают, да еще на камеру… Я просто боялся за его психику. Старик и так сидит один в квартире, а ему еще сказать: «Твоей мечты больше нет». Это было бы слишком. Сообщил ему сын. Причем выбрали время: 7 мая, в преддверии праздников, когда откачать его было бы проще. Однако Николай Максимович пережил новость мужественно и, даже зная, что ее нет, все равно поехал во Францию. Сказал: «Я русский солдат, я обещал вернуться».

— На начальных этапах производства фильма в СМИ была информация, что поездка 93-летнего ветерана во Францию не предполагалась.

— На самом деле, люди с «Первого канала» хотели организовать его поездку, как только эта тема вскрылась. Но их подход был не совсем верный: «Быстрее! Самолет! Сенсация!» Про состояние здоровья даже не задумывались. Тем временем родственники очень переживали из-за поездки, потому что не были уверены, что Николай Максимович перенесет ее. Когда мы начали всё готовить, первым делом задумались о том чтобы укрепить его физическое состояние и моральный дух. Мы проводили определенные занятия, делали дыхательные упражнения. Было постоянное общение вне съемок: встречались 2-3 раза в неделю, пили чай, говорили о разном, мечтали о поездке.
Главной причиной для беспокойства был троичный нерв. Он вызывал у Николая Максимовича довольно сильные боли, но еще 15 лет назад врачи побоялись оперировать столь пожилого человека. На этот раз нам помог [заместитель главы администрации Екатеринбурга] Александр Высокинский. Он договорился с нейрохирургами из 40-й городской больницы, и они взялись за операцию. Где-то в мае она прошла. Николай Максимович даже помолодел на глазах и поверил в свои силы. Когда члены семьи увидели эти изменения, они не смогли противиться поездке.

— Кто стал инициатором путешествия? Вы или Васенин?

— Конечно, мы. Решение было принято во время нашего чаепития с [главой Екатеринбурга Евгением] Ройзманом, после того как он оказал финансовую поддержку фильму. Он спросил: «Андрей, есть ли что-то еще, что можно сделать для проекта?» — я ответил, что было бы классно свозить Николая Максимовича во Францию, но я сам тогда еще был не уверен, насколько это реально. Ройзман сказал: «А почему бы и нет?» — я не смог противиться его авторитету. Для него вообще редко бывает что-то невозможное. Когда такой сильный человек говорит «Давай попробуем», это действительно вдохновляет. До нашей встречи хотелось уже поскорее найти деньги на монтаж и закончить. В итоге удалось сделать гораздо больше, чем планировалось изначально.

В места боевой славы

В городе Сан-Сарле, где квартировался партизанский отряд, нашлись люди, которые хорошо помнили Васенина. Старушка Сюзанна рассказала, как Николай Максимович спас ее от бомбежки и пожурила за то, что тот долго не приезжал. Местный житель Роберт (на снимке слева) даже нашел фото, где он запечатлен с Николаем Максимовичем и своим отцом. Роберту тогда было 10 лет. Для маленького французского городка приезд ветерана из России стал большим событием. Местный мэр обещал назвать в честь Васенина одну из улиц в Сан-Сарле.

Документальное кино в российских реалиях

— В последние годы в России наблюдается тренд на патриотическое кино. Ваш фильм можно назвать таким?

— Это для нас вообще неважно. Интересна сама история. Зачем нарочно делать кино патриотическим? Чтобы люди схватились за оружие и пошли «освобождать» города? Самого Васенина, конечно, можно назвать патриотом, хотя бы потому что он вернулся на Родину, несмотря на то, что мог остаться в Европе. Он рассказал, что никогда на поле боя не кричал «За Родину! За Сталина!», как это показывали в советских фильмах. Он говорит, что воевал «За Русь святую, за Русь родную».

— Деньги на пост-продакшен, которые вы сейчас собираете с помощью крауд-фандинга, изначально обещали предоставить в свердловском министерстве культуры. Что пошло не так?

— Было семь месяцев переговоров, обещали предоставить деньги на монтаж, но в итоге [министр культуры Свердловской области Павел] Креков решил не поддерживать наш фильм. То есть отказался от своих слов. Это нам совершенно непонятно, ведь в его субъекте проживает главный герой фильма и вся съемочная группа. Обидно, что сроки отодвигаются. Николаю Максимовичу 94 года, он реально хочет увидеть фильм о себе. Нельзя шутить с этим. Потому мы и организовали сбор средств.

В середине октября в интернете появился ролик, где ведущие «Первого канала» Александр Гордон, Владимир Познер и Иван Ургант призывают оказать финансовую поддержку фильму. С аналогичными призывами выступили министр иностранных дел Сергей Лавров и актер Евгений Миронов.  

— Как вам удалось сделать так, чтобы топовые лица «Первого канала» выступили в поддержку проекта?

— У нас оказались общие друзья, и между ними распространилась информация о том, что у хорошего проекта есть проблемы с финансированием из-за того что местный минкульт отказался предоставлять обещанные деньги. Людей с «Первого» это все возмутило. Владимир Познер, после нашего знакомства, сказал, что сможет организовать показ по «Первому каналу», накануне Дня Победы, если мы успеем завершить работу вовремя.

— Как считаете, почему на российском телевидении сейчас так мало настоящего документального кино, созданного вне каких-то телепроектов?

— Думаю, в России плохо развит продюсерский рынок. Должно появиться больше продюсеров, заинтересованных в развитии этого сегмента, а не только в отбивании бабла. Пока их нет, документального кино на телевидении не будет.

Внести свою лепту в создание фильма о Николае Васенине можно на странице проекта на платформе Boomstarter.

Остаточные знания мэра Далее в рубрике Остаточные знания мэра«Русская планета» задала Евгению Ройзману пять вопросов по истории России, чтобы поставить точку в скандале о подлинности его вузовского диплома Читайте в рубрике «Титульная страница» Кто виноват в постоянном росте цен?Часть населения России находится в психологическом замешательстве от развития ситуации Кто виноват в постоянном росте цен?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»