Новости – Общество
Общество
Остаточные знания мэра
Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман в своем кабинете / Донат Сорокин, ИТАР-ТАСС
«Русская планета» задала Евгению Ройзману пять вопросов по истории России, чтобы поставить точку в скандале о подлинности его вузовского диплома
23 октября, 2014 14:51
5 мин
Прокуратура Свердловской области через суд хочет признать недействительным диплом о высшем образовании Евгения Ройзмана. На неделе иск начал рассматриваться в Кировском районном суде Екатеринбурга. В активе следователей — показания одного из преподавателей исторического факультета Уральского университета, который заявил, что в начале 2000-х поставил зачет нынешнему главе города под давлением деканата. Мэр отвечает на претензии в зале суда и в соцсетях в том духе, что подлинность его исторического образования власти уже проверяли и теперь снова пытаются это сделать, хотя диплом настоящий, более того — вклад в историческую науку Евгений Ройзман постоянно увеличивает, периодически выпуская книги про Невьянскую икону.
Чтобы поставить точку в споре о том, достоин ли Евгений Ройзман диплома истфака, «Русская планета» обратилась к главе города с несколькими сугубо историческими вопросами. Ниже приведена стенограмма этого экспресс-экзамена по истории Отечества. Мы задавали Евгению Ройзману вопросы из максимально доступного читателям источника — мини-опросника «Яндекса» в разделе портала, посвященного Единому государственному экзамену по истории.
– Как назывался высший сословно-представительный орган в России XVI–XVII веков? Вече, дума, Земский собор, Государственный Совет.
– Какие века? Земский собор был чуть позднее. Конечно, это дума была. Но вообще это не для меня вопросы, у меня был горнозаводской Урал, XVIII век.
Ошибка. Правильный вариант: Земский собор
– Что было одной из причин отступления французской армии из Москвы осенью 1812 года? Массовые восстания в странах Европы против власти Наполеона; совместные действия союзных армий Пруссии, Австрии и России; решение Наполеона отправить часть своих войск из России в Испанию; невозможность для Наполеона обеспечить армию боеприпасами, фуражом.
– Невозможность снабжения армии в первую очередь.
Верный ответ.
– Что было одним из последствий первого испытания атомной бомбы в 1949 году? Ослабление гонки вооружений, конец атомной монополии США, наступление периода разрядки международной напряженности, переход руководства СССР к сокращению производства военной техники.
– Я думаю, что последний вариант был. А, нет, конечно, конец атомной монополии США.
Верный ответ.
– Соотнесите имена государей и события, происходившие в период их правления. Федор Алексеевич, Василий Шуйский, Михаил Романов, Иван IV. События: завершение Смуты, восстание Ивана Болотникова, отмена местничества, битва на реке Калке, Ливонская война.
– Я думаю, что Иван IV — это Ливонская война. Завершение Смуты — Миша Романов, «выбери Мишу Романова». Восстание Болотникова — это, по-моему, 1704 год… (Евгений Ройзман не называет имени монарха — РП.) Так, царь Федор Алексеевич, царь Федор Алексеевич. Я думаю, что Федор Алексеевич — это отмена местничества. Так, битва при Калке, битва при Калке, блин… Иван IV, Федор Алексеевич, Василий Шуйский… нет тут битвы при Калке.
Формально этот вариант ответа следует признать ошибочным в виду его неполноты. Пояснение, что восстание Ивана Болотникова произошло на сто лет раньше указанного Евгением Ройзманом, равно как и указание, что битва на Калке не соотносится с правлением ни одного из приведенных русских правителей, в тестовом задании в расчет не берется.
– Прочтите отрывок из книги руководителя СССР и укажите название политики, которую он проводил. «…Много сейчас непривычного в нашей стране: скажем, многомандатные округа по выборам в Советы; совместные с иностранными фирмами предприятия; самофинансирование заводов и фабрик, совхозов, колхозов; снятие ограничений с подсобных хозяйств, …расширение кооперативной деятельности; поощрение индивидуальной трудовой деятельности в мелком производстве и торговле…»
— Слушайте, ну как бы не Сталин еще.
Правильный ответ: Перестройка.
Здесь важно сделать несколько замечаний. Во-первых, глава Екатеринбурга отвечал на вопросы на слух (а не читал их сам), что затрудняло для него задачу. Во-вторых, результат небольшого теста не может служить доказательством квалификации Евгения Ройзмана: как известно, из судебного процесса Общества защиты прав потребителей против Рособрнадзора (несколько лет назад общественники требовали отменить проверку остаточных знаний у студентов вузов), такое тестирование, как правило, проводится не позже, чем через год после окончания изучения дисциплины. В случае с проверкой остаточных знаний у первокурсников, только что поступивших в вуз по ЕГЭ, этот срок составляет три месяца. В-третьих, историческое образование не равно энциклопедическим знаниям в области истории (тем более за пределами области своих исторических наблюдений), а подразумевает знание общих процессов и опорных дат мировой истории, ориентацию в историографическом ландшафте (как наука смотрит на эти процессы), владение научной методологией (как изучать историю) и развитые нарративные навыки (умение доносить информацию до читателей и слушателей).
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости